Политическая карта Дагестана в XI – XIII веках

Политическая карта Дагестана в XI – XIII веках

Калакорейш был одним из влиятельных населенных пунктов. Здесь в XI - XII вв. была построена превосходная мечеть со штуковым михрабом. Это был один из старинных идеологических и политических центров Хайдака, столица этого крупного владения вплоть до XVI в., когда столица была перенесена в Маджалис. В селении сохранились также полуцилиндрические (саркофагообразные) надгробья с куфическими надписями.

Ибн Русте писал, что от крепости царя Серира «проходит дорога, по которой можно выехать из Серира по высоким горам и многочисленным лесам и на расстоянии 12 перегонов достичь города называемого Хайдан… царь которого зовется Андзар-Нарса». Возможно, что в данном случае речь идет о Калакорейше. Один из местных правителей назывался «владелец Кала Курайш Ах.с.б.р., сын Хиздана», как об этом сообщает надпись конца XIII – начала XIV в. на плите внутри здания мечети.

За пределами собственно Кайтага был ряд самостоятельных политических единиц. К их числу в X-XII вв. относились Зерехгеран, Шандан, Филан, Зуклан, Карах.

В X-XII вв. наблюдается рост политического и экономического влияния Зерехгерана, жители которого говорили на кубачинском языке. Согласно преданию, столица государства – селение Кубачи – образовалось из слияния семи населенных пунктов, в том числе и Угбугла ше, т.е. «аул кубачинцев». Одно из таких селений, а именно Анчибачи, упоминается еще в начале XIV в. Отсюда можно заключить, что объединение отдельных селений с Кубачи завершилось примерно в XIV в.

Зерехгеран с самого начала своего существования выступает как союз этих селений под властью одного из них, впоследствии известного как Кубачи.

В Х в. Зерехгеран упоминается арабскими географами как политическое образование, связанное с Дербентом торговыми путями. Ал-Масуди писал, что «в сторону Сарира и гор владения Зарикаран… Их страна гористая, и это защищает их от соседей». В XII в. это владение, несмотря на сравнительно небольшую территорию, представляло внушительную силу, примерно в 20-х годах этого столетия зерехгераны отразили нападение войск дербентского эмира и его союзников, а затем и поход многочисленного отряда из Ширвана. «Рассказывают, что владелец Ширвана – а он был могущественным маликом, сильным и мощным – пошел однажды на них, сильно желая подчинить их, но его постигло то же, что и дербентцев. Вследствие этого правители воздержались от походов на них», так пишет арабский автор Закария ал-Казвини о последнем событии. Как писал Абу Хамид ал-Гарнати, «недалеко от Дербента есть большая гора, у подножия которой два селения; в них живет народность, которую называют зирихгаран, то есть бронники».

Шандан, Филан, Зуклан, Карах – эти государства неоднократно фигурируют в связи с событиями IX–XI вв. Впервые Шандан упомянут в «Истории Ширвана и Дербенда» в 886 г., когда правитель Дербента «напал на Шандан и покорил принадлежащие ей Д.нк.с. и III . шли». В 909 г. этот же правитель вместе с ширваншахом с 10-тысячным отрядом «повел исламский набег на Шандан, но мусульмане были разбиты, и оба эмира попали в плен».

Военные походы эмира Дербента последовали также в 936 и 1040 гг. автор «Истории Ширвана и Дербенда» писал о шанданцах: «Среди племен неверных в пограничной области ал-Баба злейшим врагом мусульман был народ Шандана».

В вопросе локализации Шандана у исследователей нет единого мнения. Наиболее вероятным можно считать, что в Х- XI вв. он уже объединял территорию двух или трех независимых княжеств (в том числе и Филана) и занимал сравнительно значительную территорию в составе земель, известных впоследствии под названием Акуша-Дарго (современные Акушинский, частично Левашинский и Дахадаевский районы), а также междуречья Гамриозень и Артозень в их верхнем и среднем течении.

Последнее упоминание Шандана относится к 1040 г. Очевидно, во второй половине XI в., он утратил свое политическое значение. К XII-ХIII в. относится возникновение союза верхнедаргинских сельских обществ, и это, возможно, взаимосвязанные события.

В Х в. неоднократно упоминается царство Филан, первые сведения о котором восходят к VI в., когда Хосров Ануширван «определил царей» Серира, Филана, Табасарана, Лакза, Масхата, Лирана, Ширвана. Сведения об этом царстве часто приводятся в связи с арабскими походами, особенно во время кампании Марвана во внутренние районы Дагестана в 739 г.

Это было владение, которое имеет собственный язык, расположено между Табасараном и Сериром и представляет собой федерацию союзов сельских обществ, известных под названием Акуша-Дарго (наиболее крупные населенные пункты этого общества – Акуша, Цудахар, Усиша, Мекеги, Муги). Все изложенное выше позволяет предположить, что если в VIII в. расположенные рядом Филан и Шандан (Синдан) и существовали самостоятельно, то в последующем, в IX-X вв., оба названия относятся к одной и той же территории, составляющей в прошлом основу федерации союзов сельских общин Филан и Шандан. При описании событий IX-XII вв. один и тот же автор ни разу не употребил оба термина. Так, в «Истории Ширвана и Дербенда» неоднократно упоминается Шандан и Карах и ни слова о Филане.

В источниках Х в. нередко приводятся данные о владении Руклан (Заклан, Зуклан). О нем, в частности, пишет Абу Хамид ал-Гарнати: «…народ заклан принял ислам в начале VIII в., а в 1131 г. среди жителей Дербента были также носители закаланского языка».

В одном из списков сочинения ал-Гарнати вместо «закаланский язык» написано «гуркиланский язык». Это согласуется с названием общества «Хуркила хуреба» и с хюрюклинским языком (современный урахинский диалект даргинского языка). Речь идет о времени самостоятельного существования урахинского общества, вошедшего впоследствии в суперсоюз Акуша-Дарго.

И, наконец, о территории Караха. Мнение о том, что под Карахом следует понимать селение Уркарах, кажется обоснованным. Последнее упоминание о Карахе относится к 1065 г.

Исследование политической ситуации на территории даргинцев показывает, что здесь в X-XII вв. находилось множество независимых и полузависимых раннеклассовых образований и союзов сельских общин. Общая линия развития заключалась в усилении союзов сельских обществ (союзов верхнедаргинских обществ) именно на той территории, на которой находились Шандан (Филан) и Зуклан. После монгольских походов земли Зерехгерана, Шандана, Уркараха вошли в состав Хайдака.